Передовые дети сейчас не соображают, как телефон в свое время мог быть проводным. Не ровен час, и стероидный качок Хаммер будет ассоциироваться далековато не с тем, с чего начиналась его история. А начиналась она по-добросовестному: с обычного армейского железа, с могучего турбодизеля и сногсшибательных планетарных редукторов, с проходимости трактора и живучести сил спецназначения. Чего уж, в прошедшем данному вояке и совсем получилось положить на лопатки Lamborghini… Однако обо всем по порядку.
Ранее деревья были выше, а качок-джип Хаммер играл реальными мускулами на тяжелом горючем и без грамма пластика
Что, уже приготовились закидать тухлыми помидорами за историческое невежество? Не торопитесь, мы сами поправимся. Итак, “Хаммером” в нашей и почти всех остальных государствах кличут как авто гражданской марки Хаммер, так и воинские внедорожники High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (HMMWV), которые для простоты называют Humvee, чтобы не завязать язык морским узлом. Запоминайте: Хаммер — общедоступный джип, HMMWV — чисто военный аппарат, никогда не видавший гражданки. Это, как заявляется, две огромные различия.
История “Хамви” началась в 1979 году, когда Министерство обороны США объявил конкурс на разработку высокоподвижного универсального колесного тс. К тому моменту Jeep Willys MB и Форд GPW — те же классные “Виллисы”, выпускавш?? на различных предприятиях по одной лицензии — катастрофически устарели, даром что были отменными бойцами. В армии провели исследование условий к тактической технике и пришли к выводу, что легче выстроить современную машину, чем повсевременно пополнять стареющий парк “Виллисов” времен 2-ой Мировой.
Сказано — изготовлено. Автобронетанковое управление США (TACOM) определило список условий к разрабатываемой машине. Она обязана была транспортировать груз массой 1 135 килограмм, рвать с места до 48 км/ч за 6-8 секунд, уметь перемахнуть 45-сантиметровую препятствие ходом, взобраться на 40-процентный боковой уклон и иметь припас хода в 480 км. А еще оснащаться тяговитым движком, автоматической (!) коробкой, баллистической защитой и иметь возможность оставить поле боя на простреленных шинах.
В конкурсе на создание HMMWV военные избрали 3-х производителей армейской техники: AM General, чей аппарат в итоге выиграл договор и перевоплотился в знаменитый “Хамви”, Chrysler Defense (скоро вошедшую в состав General Dynamics) и Teledyne Continental Motors.
С последней связана одна занимательная история. Мужчины из Teledyne Continental Motors решили обратиться за помощью к Lamborghini, в итоге чего на свет возникло коллективное волшебство с индексом XR311. Итальянцам до того приглянулся ладный джип, что они не длительно думая выпустили фактически дословную копию под своим брендом и назвали её Lamborghini Cheetah. Скандал, естественно, был превосходный, и единственный экземпляр Cheetah здесь же слили куда-то на Ближний Восток. Однако в Lamborghini мысль сотворения потрясающего джипа не похоронили, а напротив развили. Так на свет возник величавый и страшный Lamborghini LM002.
Однако мы отвлеклись. Все три макета имели значительные отличия. Chrysler Defense надеялась на движок с воздушным остыванием, в то время как два остальных употребляли жидкостную классику. Аргумент в пользу воздуха был прост: от тридцать процентов до сорок процентов всех поломок мотора в бою вызваны отказами в трудной жидкостной охлаждающей системе. В Chrysler Defense клялись, что их движок не будет иметь таковых вопросов и будет работать при экстремальных температурах от жары пустыни до холода Арктики без допоборудования.
У всех 3-х кандидатов на большой государственный контракт коробки представляли собой обычную трехступенчатую автоматику с двухдиапазонными раздаточными коробками с одним приметным различием: макеты и AM General, и Chrysler Defense имели неизменный полный привод, а Teledyne (которые работали вместе с Lamborghini) — подключаемый.
Что до ходовой, то Chrysler Defense и Teledyne дали предпочтение классической компоновке с независимыми пружинными подвесками и приводными валами. В свою очередь макет от AM General отменно различался от конкуретнов. Он был обустроен междуколесными дифференциалами Torsen завышенного трения, централизованной вентиляцией всех агрегатов и планетарными колесными редукторами, но не традиционными ступицами. Это означало, что привод находился на 100 мм см выше ступицы колеса, что обеспечивало как высочайший дорожный просвет (410 мм), так и низкую общую высоту машины. Их макет оказался на несколько см ниже даже традиционного “Виллиса”!
К началу 1981 года каждый эталон прошел приблизительно 30 000 км. В апреле 1982 года претенденты сделали бывалые партии собственных машин для проведения финишных испытаний. Без малого шесть месяцев вооруженные силы Соединенных Штатов гоняла макеты и в хвост, и в гриву, после этого, 22 марта 1983 года, с AM General был заключен договор на создание 54 973 машин (закупочная стоимость составила около $22 000 за машина).
Избранный военными HMMWV от AM General оказался так удачным приобретением, что поменял не лишь “Виллисы” М151, да и целый ряд большегрузов от М274 до М561 и М880. Самой распространенной модификацией был грузовой открытый машина. Также, “Хамви” выпускали с зенитно-ракетным комплексом “Stinger”, в изменения 2-ух- либо четырехместного санитарного машины, бронированный с противотанковым комплексом ТОУ, бронированный, с всецело закрытым четырехместным кузовом и так дальше.
Серийный эталон несколько различался от макета. Первым базисным машиной был вариант M-998 с дизельным движком GM Detroit Diesel V8 размером 6,2 литра. 2-ое поколение — M-998M2 с базисным шасси M-1097A2 с всецело дюралевой кабиной и открытой площадкой. На лонжеронной раме установливали дизельный V8 размером 6,2 литра мощностью 160 л.с., позднее ставился агрегат мощностью 195 л.с. С мотором работала автоматическая четырехдиапазонная коробка с двухступенчатой раздаткой. Модель коробки 4L80e имеет промежные передачи для понижения перегрузки, которая устанавливалась на легкие грузовые авто Шевроле.
После начала войны в Персидском заливе почти все богачи захотели для себя такую “игрушку”, и AM General в 1992 году сообщила о выходе на рынок гражданской версии “Хамви”, которую в официальном порядке назвали Хаммер. Спустя 7 лет производства AM General решила реализовать права на марку Хаммер альянсу General Motors. Компании поделили создание так: GM получил права на бренд Хаммер и прибыль от распространения гражданского варианта джипа с индексом H1, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций HMMWV.
Как досадно бы это не звучало, но навечно рынка не хватило. Вседорожники Хаммер нередко попадали под много критических высказываний природоохранных деятелей из-за собственной неэкологичности и прожорливых движков. В 2006 году GM даже была обязана снять с производства подлинную модель H1 — представителя семейства с большим аппетитом. Далее больше. Летом 2008 года в связи с ухудшающимся денежным положением компании и мощным снижением покупательской активности на продукцию Хаммер GM решила о продаже марки китайцам, но сделка была сорвана. В итоге, 24 февраля 2010 года GM сообщила о начале процедуры устранении отделения Хаммер.