История колес без центральной оси: осмос либо хаблесс

На Женевском автомобильном салоне 1989 года швейцарский авто дизайнер Франко Сбарро произвел реальный фурор. На протяжении всей выставки к его маленькому щиту было не подойти: его захватили репортеры, конструкторы, зеваки. Сбарро стал первым человеком, который отважился выстроить машина с орбитальными колесами (хаблессами). Дизайнер находился в полной уверенности, что не пройдет и 5 лет, как большая часть автомобильных заводов перейдут на хаблессы как на новый, престижный и многообещающий тип колеса. Однако, как мы видим, этого не случилось. Почему?     

У колеса без ступицы много заглавий. Хаблесс – это арготическая калька с британского hubless, «бесступичный». Кроме того употребляются определения «орбитальное колесо» и «осмос-колесо». Единообразного слова для колес схожей конструкции в российском языке нет. Вообщем, и особенной необходимости в этом пока не наблюдается: больше либо наименее интенсивно байки с осмос-колесами сейчас строят лишь в США.

Очередной момент: что бы ни утверждал Франко Сбарро, орбитальное колесо выдумал не он. Принцип, заложенный в подобное колесо, всходит к моноциклам конца 19 – начала 20 века. В те времена моноцикл представлялся очень многообещающим видом транспорта, и бессчетные изобретатели патентовали конструкцию за конструкцией. Большая часть схожих изобретений представляла собой огромное колесо без ступицы, снутри которого находился шофер. По сущности собственной моноцикл-колесо представляет из себя большой шарикоподшипник. Наружная его часть вращается, а на внутренней укреплены движок и водительское сиденье. Под действием веса водителя моноцикл удерживается в вертикальном положении. Моноциклы такого типа не получили распространения из-за ряда недочетов: страшного обзора (часть которого закрыта ободом), неустойчивости, нехороший маневренности. А принцип деяния был временно забыт.

Вообщем, первенство Сбарро просто опротестовать, ведь осмос-колесо – это в первую очередь разработка французского дизайнера и изобретателя Доминика Мотты. В 1988 году Сбарро направил внимание на работы Мотты и позвал его к взаимодействию. У швейцарца были средства и возможности, у француза – идеи и мысли. Позднее, в 1991 году, когда Сбарро «наигрался» со своими концептами, он продал все права и часть производства Мотте, предоставив тому свободу. А сейчас – обо все по порядку.

Плюсы: отличные тормозные качества за счет близости точки приложения тормозных сил к поверхности дороги; низкая перегрузка на подшипник (и на вилку в случае байка); практические отсутствие неподрессоренных масс, как следствие этого, завышенная комфортность и плавность хода; эстетическая привлекательность; возможность сотворения байка с изменяемым вылетом вилки и, как следствие этого, наилучшая маневренность. Минусы: высочайшая цена производства; стремительная загрязняемость подшипника и тормозной системы; чрезмерная чувствительность колеса к хоть каким деформациям; трудность организации привода, надобность разработки особых КП и сотворения шестерен трудной конфигурации; высочайшая линейная скорость в подшипниках и, как следствие этого, быстрейший износ; высочайший момент инерции колеса.

Технические мотивы

Как и в случае с моноциклом, осмос-колесо – это большой подшипник. Внешняя обойма этого подшипника имеет шину, а внутренняя соединяется с подвеской. Торможение обеспечивается с помощью диска тормоза, который был установлен на наружной обойме.

Непременно, у орбитального колеса есть свои положительные стороны – по другому бы его никогда не взялись разрабатывать. И 1-ый плюс – это наружная краса и эффектность. Даже обыденные «Жигули» могут приобрести футуристичный, концептуальный вид, если оборудовать их осмос-колесами. Конкретно потому хаблессы сейчас стают пользующимися популярностью в числе кастом-мастерских, которые создают под заказ дорогие чопперы и спортбайки.

На техническом уровне у хаблесс-колеса наилучшие тормозные качества, ежели у обыденного. Силы, которые ведут к остановке тс, при этой конструкции приложены фактически в точке контакта колеса с дорогой. Приметно наименьшее напряжение испытывает рычаг подвески, так как он размещен почаще всего у нижнего края колеса и имеет наименьшее плечо. Необходимо отметить, что сейчас есть хаблессы разных типов и у некоторых точка контакта рычага подвески с ободом, напротив, располагается в совсем нерентабельной части колеса. Однако это уже вопросы к дизайнерам. В любом случае перегрузка на колесный подшипник приметно миниатюризируется по сопоставлению с колесом классической конструкции, разгружается подвеска, улучшается плавность хода и комфортность поездки. 

На конкурс авто дизайна LA Design Challenge был представлен умопомрачительный концептуальный автомобиль Ниссан iV, который был разработан командой дизайнеров под началом Альфонсо Альбейсы, управляющего отделения Ниссан Design America. Самым сумасшедшим решением является проект по выращиванию кузова машины на грядке – из быстрорастущего генномодифицированного плюща; определённым образом переплетённые и укрепленные натуральным клеящим веществом стволы растения являют собой хороший композитный материал. Однако в данной статье Ниссан iV возник в силу того, что создатели решили снова возвратиться к теме осмос-колёс. Причём каждое колесо представляет из себя непростой узел, который был основан на принципе магнитного подвеса (подобно тому, который применен в поездах «Маглев»).

Если разговаривать о применении осмос-колеса в конструировании байков, то оно дозволяет сделать байк с переменным вылетом вилки. Вылет вилки – довольно принципиальный параметр байка, это расстояние меж пересечением оси управляющий колонки с поверхностью дороги и центром пятна контакта шины с дорогой. На больших скоростях прибыльнее двигаться с огромным вылетом (это увеличивает стойкость байка), а на низких – с наименьшим (что оказывает влияние на маневренность). Система изменяемого вылета способна значительно облегчить управление байком и сделать его больше неопасным.

По какой же причине при таком числе положительных сторон осмос-колесо не становится везде распространенным? Да так как минусов не менее, чем плюсов. Во-1-х, у этот конструкции много технологических вопросов. В особенности с ведущими колесами – система сообщения вращающего момента у хаблессов еще труднее, чем у обыденных колес со ступицей – цепь здесь на ось не набросишь и прижимающим валиком, как у велика, не обойдешься. Зубчатое колесо привода обязано иметь поперечник, схожий с поперечником колеса, что делает доп трудности для коробки, которую приходится разрабатывать персонально.

Из данного сходу следует основной недочет – стоимость. Цена бесступичного колеса такая, что в массовом производстве оно просто не отыщет внедрения. Имеет ли смысл увеличивать цена машины либо байка чуть не вдвое только из-за внешнего облика? Тем паче что красоты можно достигнуть и больше ординарными методами.

Sbarro Roue orbitale (1989) стал первым в истории байком с орбитальным колесом. Франко Сбарро представил в том году три байка и машина Sbarro Osmos, но больший фурор произвела эта самая, так именуемая «белая модификация» Roue orbitale. Если глядеть на байк справа, то не видно ни крепления, ни цепного привода; видится, что колесо в принципе никак не контактирует с рамой байка.

У орбитального колеса есть и остальные трудности. К примеру, резвое загрязнение подшипников и сальников, которые находятся близко к земле (по грязищи на осмос-колесе лучше не ездить). Кроме того хаблесс имеет приметно больший момент инерции за счет несимметричного расположения крепления. В конце концов, это колесо чрезвычайно чувствительно к мельчайшим деформациям обода, и молоточком схожую деформацию не выправишь. А подмена каждого колеса обойдется в нереальную сумму в сопоставлении с обыкновенной системой. Непременно, сейчас технологии падают в цене и совершенствуются на очах. Однако до того как рассматривать перспективность осмос-колеса, стоит незначительно углубиться в историю его возникновения на свет.

Тупиковая ветвь развития

Конкретно Доминик Мотта первым разработал колесо без ступицы. Мысль пришла к нему при исследовании конструкций цирковых моноциклов. И он решил поновой «изобрести колесо», вложил в разработку свои средства, приобретенные от нефтяного бизнеса, к концу 1980-х прошел полный цикл теоретических исследовательских работ и уперся в отсутствие финансиста. Приблизительно в то же время Мотта подал заявку на патент, получивший 15 января 1990 года, уже после демонстрации первых концептов Сбарро.

Франко Сбарро постоянно был достаточно эксцентричным дизайнером и прежде всего рвался поразить публику, но не выстроить предсерийный концепт. Ему так приглянулись разработки француза, что он немедленно позвал Мотту к взаимодействию. Вдвоем они зарегистрировали новое отделение компании, организацию Sbarro Mottas Engineering, и запустили программку по созданию машины и байка с бесступичным колесом – Osmos (Original Sbarro Mottas Orbital System). Работали стремительно, так как все технологии были уже в теории отработаны Моттой, и в 1989 году на Женевском автомобильном салоне было представлено три байка Sbarro Orbital Wheel и спортивное купе Sbarro Osmos.

Американские кастомайзеры не попросту взялись копировать конструкцию Доминика Мотты, но развили её! В 2004 году компания Amen Motorcycles под управлением Майкла Брауна представила неописуемой красоты чоппер The Hubless Monster. И основное – в нем заднее бесступичное колесо было лишено цепного привода. Браун нашел метод приводить хаблесс при помощи фрикционного ролика во всю ширину подшипника, таким образом достигнув безусловной симметрии и эстетической верхушки хаблесс-строения. Фронтальное колесо The Hubless Monster тоже было орбитальным. Данный чоппер стал легендой – и из-за необыкновенного внешнего облика, и благодаря новому принципу привода хаблесс-колеса. Компания Amen развила фуррор: сейчас она дает иным кастом-мастерским большие шины (360 x 18″) для чопперов с орбитальными колесами. Более подобные шины приобрести не у кого…

Байки произвели фурор, в особенности «белая модификация». Если глядеть на белый Sbarro Orbital Wheel справа, то видится, что полые колеса в принципе никак не контактируют с корпусом байка – вся система крепления и привода размещена слева. «Красная модификация» имела другое крепление: корпус обхватывал обод колеса с обеих сторон; не считая того, у этого байка заднее, ведущее колесо было обычным, со ступицей и обычным цепным приводом. 3-ий байк имел больший фуррор, однако никогда даже не заводился. Он представлял собой «учебное пособие» со снятыми панелями кузова. Фронтальное колесо имело однобокое крепление, как у «белой изменения», а фронтальное – симметричное, как у «красной». Вся анатомия байка была на виду, а на автомобильных салонах подобные искусные приёмы постоянно имеют известность.

Колеса Сбарро-Мотты имели обычную для хаблесса конструкцию: наружный обод с шиной, внутренний обод и диск тормоза, можно даже сообщить, тормозное кольцо. Изготавливала колеса шведская компания SKF, которая специализируется на выпуске подшипников.

Спортивный автомобиль Sbarro Osmos имел наименьшую известность: все-же на байке полое колесо смотрелось красивее, ну и наглядность конструкции была еще выше. Машина был оборудован 350-мощным движком Ягуар V12 и представлял собой прекрасное, но полностью обыденное спортивное купе. Если б не необычные колеса, на него бы в принципе не направили внимания.

Sbarro Osmos

Однако после удачного выступления на автомобильном салоне стало известно, что начинание Мотты безнадежно. Sbarro Mottas Engineering сообщила о готовности выпускать маленькими партиями байки и авто с орбитальными колесами, но клиентов не было в принципе. Поглазеть на диковину — это одно, а вложить свои средства в практически неизученную и не выглядящую надежной конструкцию — совершенно другое.

В 1991 году Франко Сбарро на льготных критериях продал Мотте все чертежи, заготовки, разработки, которые связаны с орбитальным колесом. Компания Sbarro Mottas Engineering перевоплотился в Osmos Wheel, и Мотта стал её единоличным обладателем. Нельзя сообщить, что он остался у разбитого корыта — все-же с помощью Сбарро он показал свое изобретение миру и обосновал его работоспособность. Однако без Сбарро никак не удавалось начать серийное создание транспортных средств либо байков с осмос-колесом.

Все 1990-е годы Мотта в прямом смысле мотался от 1-го большого производителя к иному и высказывал предложение свою систему. Он выстроил ряд концептуальных автомобилей на свои средства и пробовал «продаться» таким великанам, как Volvo, Yamaha, Феррари, БМВ, Ниссан, GМ, Форд, Pininfarina, и даже велосипедным компаниям. Однако всюду вытерпел беды. Технологическая трудность и низкая надежность сводили на нет все эстетические достоинства орбитального колеса. У осмос-колес было совершенно другое будущее.

Наша стезя — кастомайзинг

И сейчас осмос-колеса остаются диковиной. Достоинства есть, но они не окупаются: очень непростая и финансово накладная система по сопоставлению с обыденным колесом. Для серийного производства орбитальное колесо очевидно не адаптировано. А вот для мелкосерийного тюнинга…

В 2002 году узнаваемый американский чоппермейкер Билли Лэйн, обладатель тюнинговой компании Choppers, Inc., выстроил и представил на суд публики большой чоппер Psycho Billy Cadillac, заднее, ведущее колесо которого было изготовлено по принципу хаблесса. Байк произвел фурор и сорвал целую вереницу наград на разных шоу, выставках и конкурсах чоппермейкерства. Самое забавное, что Лэйн видел лишь изображения машин Сбарро/Мотты и всю техно часть собственного хаблесса разработал сам. Большой подшипник-колесо он заказывал на вертолетном заводе по соответственной стоимости в $8000. Однако привод колеса Лэйн организовал до боли просто. Он прикрепил слева от хаблесса фрикционное колесо для шкива, не заморачиваясь показушной эстетикой. Мотта осознанно отказывался от этого решения, руководствуясь футуристичностью конструкции и её загадочностью. А Лэйн сделал все очень просто, ясно — и верно.

После фуррора первого байка Лэйн выстроил еще ряд схожих — Money Shot, The Chronic, Miss Treated, King of NY. Уже на втором цепная передача была не сходу видна для сторонних глаз — шестерня шла по периметру колеса, как у «белой изменения» байка Sbarro. Необходимо отметить, что у всех чопперов Лэйна фронтальное колесо было обычным, с центральной ступицей. Однако это не принципиально: все свои изумительные байки Лэйн продал с большой прибылью — и больше не ворачивался к теме хаблесса.

Сейчас почти все кастомайзеры обращаются к теме осмос-колес и строят с их внедрением прекрасные байки. Это Shine немца Фреда Кодлина, Irregular итальянской компании Special Project Custom, Phenom от канадской Zeel Design… Последние подошли к вопросу творчески и укрепили бесступичное колесо на 3-х роликах, которые находятся на концах равностороннего треугольника. Это приметно упростило конструкцию, несмотря на то, что сняло ряд преимущество хаблесса.

А Доминик Мотта как и раньше верует в то, что орбитальное колесо — это будущее. Он хорошо относится к тому, что его изобретение взяли на оружие бессчетные кастомайзеры, но все-же уповает, что какая-нибудь большая компания начнет строить авто с хаблесс-колесами и его имя наконец будет у всех на устах. Ведь он не кто-либо, а самый что ни на есть реальный Человек, Который Изобрел Колесо.

Это интересно

Пассажир электропоезда в столице России свалился на рельсы и умер

На площадке Нижегородская Горьковского направления Московской стальной дороги мужчину сбил поезд. Из-за чрезвычайного происшествия задерживаются электропоезда в сторону города Москва.Неожиданное стечение обстоятельств произошел приблизительно...

Старые супруги погибли в результате пожара в Архангельске

Работники служб экстренного реагирования обнаружили в спаленном личном доме тела 2-ух старых супругов.По приобретенным данным, огонь охватил двуэтажный древесный дом, который находится на Стрелковой...

Оглашены две «смертельные» ошибки США

Оглашены две смертельные для США ошибки администрации президента Джозефа Байдена. Их обрисовал в статье для издания Japan In-depth японский корреспондент и специалист политологии Есихиса...

Похожие истории