ЗИС-110 vs Packard 180: как в Советском союзе содрали американский “членовоз”

Рядный 8-цилиндровый движок, независимая передняя подвеска, гидравлические тормоза и шикарный салон с отопителем, электрогидравлическими стеклоподъемниками и даже радио. Его любил сам товарищ Сталин. Вы уже додумались, о чем речь? Ну, естественно! О Packard 180 в кузове Touring Sedan. Однако, подождите, ЗИС-110 тоже был с 8-цилиндровым агрегатом под большим, как министерский стол, капотом, гидравлическими тормозами и иными пирогами, и в принципе плоть от плоти Packard. И его тоже любил товарищ Сталин. Например, давайте разбираться…

Одной из страстей Иосифа Сталина постоянно были авто, да не обыкновенные, а огромные и длинноватые. При этом, пуще остальных он любил “Паккарды”, на которых в 1930-х годах ездил как он сам, так и его окружение. При этом, как-то не комильфо лидеру народов рассекать на американских машинах, не способна что ли большая государство выстроить свой машина?! Способна, естественно, и выстроила! Лишь вот вышел все равно Packard.

Широкая подножка и олдскульная запаска за фронтальным крылом — первичные половые признаки Packard 180

На дворе 1942 год, война. Являясь в эвакуировании в Миассе, Завод имени Иосифа Сталина получает партзадание: выстроить лимузин для правящего класса. Если при разработке ЗИС-101 в 1936 году московскому автозаводу за валюту интенсивно помогали американцы (в частности, Budd Company взяла на себя разработку и создание кузовов), то в 1940-е ни валюты, ни времени, ни оснастки для кузовных штампов — ничего в принципе уже не было. Варианта у проектировщиков было два: повесится с горя, так как намеченная цель неосуществима, или включить находчивость. Посодействовал сам Сталин: так ему приглянулся Packard 180, на котором рассекал в те времена 32-й глава Соединенных Штатов Америки Франклин Делано Рузвельт, что он возжелал для себя этот же, но мейд in USSR.

Запаски за колесом уже нет, но это все равно Packard

Что касается наружности ЗИС-110 есть несколько предположений. По одной, наши желали приобрести у Packard кузовные штампы 180-й модели. Дело в том, что американский машина встал на сборочный поток аккурат перед началом войны, так что уже к зиме 1941 года его создание свернули. Однако продавать советам старые штампы американцы не желали и отмахнулись формулировкой, дескать, штампы от Packard 180 уже ликвидированы, а если желаете, то давайте мы для вас построим новый кузов, а заодно и продадим лицензию на машина. Это советскую делегацию никак не устраивало — недешево и длительно. И в принципе, брать — это как-то не по-советски. По иной версии, дизайн прибывших в Советский Союз новых “Паккардов”, выскажемся так, для творческого осмысления, местными живописцами был оценен недоверчиво. Так что на собственный ужас и риск ведущий конструктор проекта Андрей Островцев чуток отошел от наказа Иосифа Сталина и выстроил собственный кузов.

«В карбюраторе конденсат!» — девица в белом и на каблучках не декор, а инженер-приемщик. Все серьезно

Вроде бы то ни было, штампы для ЗИС-110 сделали в Советах, а сам кузов вышел на удивление самобытным. При этом, для понижения цены и трудозатратности производства штампы были не отфрезерованы из стали, а отлиты из цинк-дюралевого сплава. У них был один недочет: ограниченное число циклов. Однако при учете, что ЗИС-110 не планировали выпускать массивно, схожее решение в критериях войны было очень пригодным. К слову, конкретно кузов 110-го был чуть не первым всецело разработанным в Советский Союз.

У русских инженеров вышло и действительно отлично. От устаревших дизайнерских решений Packard, вроде широкой подножки, открытых дверных петлей и крепления запаски за фронтальным крылом, отказались. Сами крылья сделали массивнее, силуэт — статнее, заднюю часть больше покатой. При этом, огромную часть декора скопировали с “Паккарда”. При схожей с американским машиной колесной базе (3 760 мм), 110-й был больше: без малого два метра в ширину и 6 метров в длину. Салон американского седана Иосифу Сталину в особенности нравился. Если так, то инженеры решили не мудрить, а скопировали его до мелких деталей: даже шрифт на спидометре у Packard 180 и ЗИС-110 тяжело различим. Разве что наши соригинальничали: заместо обозначений 80, 100, 120 км/ч и так дальше на спидометре 110-го было 8, 10, 12 км/ч.

Потроха ЗИС-110 и Packard 180 один в один. Рама из 2-ух продольных балок имела Х-образное усиление. И к слову, тест на бдительность: что не так на данном фото? Верно, в 1956 году завод в общем и 110-й в частности были переименованы в ЗИЛ

Вся эта стать размещалась на тяжеленной базе. У ЗИС-110 рама с Х-образным усилителем и компоновкой не просто походит на паккардовскую, а всецело её копирует. К слову, большой припас прочности дал возможность выпустить бронированную модификацию ЗИС-115 с задним мостом от грузового автомобиля ЗИС-150, весивш?? уже не 2,5 тонны, а 7,5 тонн — у Packard этот изменения не было. Чрезвычайно понадобились гидравлические стеклоподъемники в дверях. Лишь они способны были совладать с этот тяжестью: общая масса комплекта бронестекол составляла 291,9 килограмм. Потом, с 1-го из 115-х снимут бронированный кузов, поставят на него кабину от грузового автомобиля и будут применять как техничку во время высокоскоростных испытаний новых лимузинов.

За проезд передаем! Да-да, эти представительские авто трудились в качестве маршрутных такси на линиях Москва — Симферополь, Москва — Владимир и Москва — Рязань

Однако мы отвлеклись. Конструкция подвесок у транспортных средств тоже схожая. На Packard стояла прогрессивная передняя независимая подвеска со стабилизатором поперечной стойкости и гидравлическими рычажными амортизаторами, который вприбавок делал роль верхнего рычага подвески. с помощью американским инженерам ЗИС-110 стал первым российским машиной с независимой пружинной фронтальной подвеской. Тормоза хоть и барабанные, но гидравлические — торможение, естественно, по передовым меркам не действенное, но для 1940-х годов самое то.

Если приглядеться, то видно перегородку меж фронтальным диванчиком и задней частью салона — основное отличие лимузина от босяцкого седана

Когда русские инженеры начали исследованию мотора Packard, то выплыла трудность с применением бензина. Американская рядная 6-литровая “восьмерка” в 162 л.с. была рассчитана на внедрение высокооктанового горючего марки А-74. Наши решили дилемму просто, понизив степень сжатия с 7,4 до 6,8. Да, мощность мотора свалилась до 140 л.с., зато он переваривал дешевенький русский Б-70 и не давился. В остальном, снова под копирку: металлический блок, штампованный поддон картера, поршни из дюралевого сплава, гидравлические толкатели всех 16 клапанов (в первый раз в Советский Союз) и бесшумный привод распредвала цепью Морзе. Мотор трудился в паре с 3-ступенчатой механической трансмиссией, при этом, синхронизаторы уже были на всех передачах. Охлаждающая система в первый раз в Советах герметичная — еще одно спасибо инженерам Packard. Особый термостат отвечал за открытие и закрытие особых шторок в фронтальной части моторного отдела для больше действенной теплорегуляции.

«Вооон туда пусть отправляются все те, кто гласит, дескать, мы содрали без лицензии Packard» К слову, дополнительная фара на фронтальном бампере ставилась лишь на бронированные ЗИС-115. Как она оказалась на данном кабриолете и основное — для чего?

Со времени выпуска первого ЗИС-110 в августе 1945 года и до 1958 года, когда его сняли с сборочного потока, московское автопредприятие выстроило 2 089 транспортных средств. При этом, у 110-го была масса модификаций: штучно выполнялись фаэтоны, кабриолеты, скорые поддержки, штабные авто, вэдовые на шасси Dodge WC51 и авто с “автоматом”. Он, естественно, в техническом плане не был новаторским по мировым меркам, как и все в Советский Союз, но стал пожалуй наилучшим Packard 180 за всю историю американской марки.

Это интересно

NYT выяснила о намерениях вооружить бойцов нацгвардии США в день официальной церемонии вступления в должность

Всего Министерство обороны США планирует привлечь к охране Капитолия во время официальной церемонии вступления в должность Байдена приблизительно 15 тыс. сотрудников Нацгвардии ...

Почему в Советском союзе (и не лишь) автобусы красили в жёлтый цвет

Если помните, в Советский Союз рейсовые автобусы — как городские, так и междугородные — красились в один и этот же жёлтый цвет. Почему? ...

США уменьшили количество военных в Афганистане и Ираке

США уменьшили военные контингенты в Афганистане и Ираке, оставив по 2 500 военных в каждой из них. Про это заявил руководитель Министерства обороны США...

Похожие истории